среда, 6 ноября 2013 г.

Застенчивые дети. Диагностика. Рисование.


Застенчивые дети зачастую очень осторожны и бояться всего нового. Они, как правило, в большей мере чем, другие крохи привержены к соблюдению правил, боятся их нарушить. Психологи провели эксперимент, в ходе которого предложили группе детей пятилетнего возраста сделать рисунок губной помадой на листе бумаги. Застенчивые дети не согласились выполнить задание, в то время как другие малыши делали это весело и смело. Дело в том, что у застенчивых, стеснительных детей в большей мере сформирован внутренний запрет на поступки и действия, которыми могут быть не довольны взрослые, а это может тормозить их инициативность и творческие проявления. Поэтому родителям надо задуматься, не слишком ли часто они ограничивают свободу своего малыша, его непосредственность и любознательность. Может быть, иногда стоит нарушать правила? Гибкое поведение поможет ребенку избавиться от страха и чрезмерной скованности. Кстати, вместо маминой любимой помады можно дать малышу старую и ненужную. Возьмите ватман или лист обоев, оставшихся после ремонта, разложите его на полу и вместе с крохой нарисуйте яркую картину. Лучше, если кроха станет рисовать не только кисточкой, но и пальцем, а то и всей ладошкой. Подобные художества хорошо снимают эмоциональное напряжение. И у детей, и у взрослых.





Рисование снимает не только эмоциональное напряжение, но развивает воображение, мелкую моторику. Существуют методики психологической диагностики основанные на анализе рисунков.  Например графический тест "дерево", в основе которого лежит методика К. Коха, применяется психологами в детских садах и начальных классах школы для диагностики психологического развития детей. Тест может быть использован и для тестирования взрослых.


Вот такое дерево нарисовала моя дочь.



Интерпретация теста "Дерево"




Корни
Корни меньше ствола – тяга к спрятанному, закрытому.
Корни равны стволу – более сильное любопытство, уже представляющее проблему.
Корни больше ствола – интенсивное любопытство, может вызвать тревогу.
Корни обозначены чертой – детское поведение в отношении того, что держится в секрете.
Корни в виде двух линий – способность к различению и рассудительность в оценке реального; различная форма этих корней может быть связана с желанием жить, подавлять или выражать некоторые тенденции в незнакомом кругу или близком окружении.
Симметрия – стремление казаться в согласии с внешним миром. Выраженная тенденция сдержать агрессивность. Колебания в выборе позиции по отношению к чувствам, амбивалентность, моральные проблемы.
Расположение на листе двойственное – отношение к прошлому, к тому, что изображает рисунок, т.е. к своему поступку. Двойное желание: независимости и защиты в рамках окружения.
Центральная позиция – желание найти согласие, равновесие с окружающими. Свидетельствует о потребности в жесткой и неукоснительной систематизации с опорой на привычки.
Расположение слева направо – увеличивается направленность на внешний мир, на будущее. Потребность в опоре на авторитет; поиски согласия с внешним миром; честолюбие, стремление навязывать себя другим, ощущение покинутости; возможны колебания в поведении.

Форма листвы, ветви
Круглая крона – экзальтированность, эмоциональность.
Круги в листве – поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувства покинутости и разочарования.
Ветви опущены – потеря мужества, отказ от усилий.
Ветви вверх – энтузиазм, порыв, стремление к власти.
Ветви в разные стороны – поиск самоутверждения, контактов, самораспыление. Суетливость, чувствительность к окружающему, отсутствие противостояния ему.
Листва-сетка, более или менее густая – большая или меньшая ловкость в избежании проблемных ситуаций.
Листва из кривых линий – восприимчивость, открытое принятие окружающего.
Открытая и закрытая листва на одном рисунке – поиски объективности.
Закрытая листва – охрана своего внутреннего мира детским способом.
Закрытая густая листва – скрытая агрессивность.
Детали листвы, не связанные с целым – малозначительные детали принимаются за характеристику явления в целом.
Ветви выходят из одного участка на стволе – детские поиски защиты, норма для ребенка семи лет.
Ветви нарисованы одной линией – бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание.
Толстые ветви – хорошее различение действительности.
Листья-петельки – предпочитает использовать обаяние.
Пальма – стремление к перемене мест.
Листва-сетка – уход от неприятных ощущений.
Листва как узор – женственность, приветливость, обаяние.
Листва тонкими линиями – тонкая чувствительность, внушаемость.
Плакучая ива – недостаток энергии, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов; возвращение к прошлому и опыту детства; трудности в принятии решений.
Зачернение, штриховка – напряжение, тревожность.

Ствол
Заштрихованный ствол – внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность.
Ствол в форме разломанного купола – желание походить на мать, делать все, как она, или желание походить на отца, помериться с ним силой, рефлексия неудач.
Ствол из одной линии – отказ реально смотреть на вещи.
Ствол нарисован тонкими линиями, крона толстыми – может самоутверждаться и действовать свободно.
Ствол линиями с нажимом – решительность, активность, продуктивность.
Линии ствола прямые – ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах.
Линии ствола кривые – активность заторможена тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий.
"Вермишель" – тенденция к скрытности ради злоупотреблений, непредвиденные атаки, скрытая ярость.
Ветви не связаны со стволом – уход от реальности, несоответствующей желаниям, попытка "убежать" в мечты и игры.
Ствол открыт и связан с листвой – высокий интеллект, нормальное развитие, стремление сохранить внутренний мир.
Ствол оторван от земли – недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная мало связаны.
Ствол ограничен снизу – ощущение несчастья, поиск поддержки.
Ствол расширяется книзу – поиск надежного положения в своем кругу.
Ствол сужается книзу – ощущение безопасности в кругу, который не дает желаемой опоры; изоляция и стремление укрепить свое "Я" против беспокойного мира.
Общая высота – нижняя четверть листа – зависимость, недостаток веры в себя, компенсаторные мечты о власти.
Нижняя половина листа – менее выраженная зависимость и робость.
Три четверти листа – хорошее приспособление к среде. Лист использован целиком – хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться.

Земля
Земля изображена одной чертой – сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка.
Земля изображена несколькими различными чертами – действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале. Несколько совместных линий, изображающих землю и касающихся края листа – спонтанный контакт, внезапное удаление, импульсивность, капризность.
Земля приподнимается к правому краю рисунка – задор, энтузиазм.
Земля опускается к правому краю листа – упадок сил, недостаточность стремлений.

Высота листа (страница делится на восемь частей):
1/8 – недостаток рефлексии и контроля. Норма для ребенка четырех лет,
1/4 – способность осмысливать свой опыт и тормозить свои действия,
3/8 – хорошие контроль и рефлексия,
1/2 – интериоризация, надежды, компенсаторные мечты,
5/8 – интенсивная духовная жизнь,
6/8 – высота листвы находится в прямой зависимости от интеллектуального развития и духовных интересов,
7/8 – листва почти на всю страницу – бегство в мечты.

Манера изображения
Острая вершина – защищается от опасности, настоящей или мнимой, воспринимаемой как личный выпад; желание действовать на других, атакует или защищается, трудности в контактах; хочет компенсировать чувство неполноценности, стремление к власти; поиск безопасного убежища из-за чувства покинутости для твердого положения, потребность в нежности.
Множественность деревьев (несколько деревьев на одном листе) – детское поведение, испытуемый не следует данной инструкции.
Два дерева – могут символизировать себя и другого близкого человека.
Добавление к дереву различных объектов – трактуется в зависимости от конкретных объектов.
Пейзаж – означает сентиментальность.
Переворачивание листа – независимость, признак интеллекта, рассудительность.

Комментариев нет:

Отправить комментарий