Застенчивые дети зачастую очень осторожны и бояться
всего нового. Они, как правило, в большей мере чем, другие крохи привержены к
соблюдению правил, боятся их нарушить. Психологи провели эксперимент, в ходе
которого предложили группе детей пятилетнего возраста сделать рисунок губной
помадой на листе бумаги. Застенчивые дети не согласились выполнить задание, в
то время как другие малыши делали это весело и смело. Дело в том, что у
застенчивых, стеснительных детей в большей мере сформирован внутренний запрет
на поступки и действия, которыми могут быть не довольны взрослые, а это может
тормозить их инициативность и творческие проявления. Поэтому родителям надо
задуматься, не слишком ли часто они ограничивают свободу своего малыша, его
непосредственность и любознательность. Может быть, иногда стоит нарушать
правила? Гибкое поведение поможет ребенку избавиться от страха и чрезмерной
скованности. Кстати, вместо маминой любимой помады можно дать малышу старую и
ненужную. Возьмите ватман или лист обоев, оставшихся после ремонта, разложите
его на полу и вместе с крохой нарисуйте яркую картину. Лучше, если кроха станет
рисовать не только кисточкой, но и пальцем, а то и всей ладошкой. Подобные
художества хорошо снимают эмоциональное напряжение. И у детей, и у взрослых.
Рисование снимает не только эмоциональное напряжение, но развивает воображение, мелкую моторику. Существуют методики психологической диагностики основанные на анализе рисунков. Например графический тест "дерево", в основе которого лежит методика К. Коха, применяется психологами в детских садах и начальных классах школы для диагностики психологического развития детей. Тест может быть использован и для тестирования взрослых.
Интерпретация теста "Дерево"
Корни
Корни меньше
ствола – тяга к спрятанному, закрытому.
Корни равны
стволу – более сильное любопытство, уже представляющее проблему.
Корни больше
ствола – интенсивное любопытство, может вызвать тревогу.
Корни обозначены
чертой – детское поведение в отношении того, что держится в секрете.
Корни в виде
двух линий – способность к различению и рассудительность в оценке реального;
различная форма этих корней может быть связана с желанием жить, подавлять или
выражать некоторые тенденции в незнакомом кругу или близком окружении.
Симметрия –
стремление казаться в согласии с внешним миром. Выраженная тенденция сдержать
агрессивность. Колебания в выборе позиции по отношению к чувствам, амбивалентность,
моральные проблемы.
Расположение на
листе двойственное – отношение к прошлому, к тому, что изображает рисунок, т.е.
к своему поступку. Двойное желание: независимости и защиты в рамках окружения.
Центральная
позиция – желание найти согласие, равновесие с окружающими. Свидетельствует о
потребности в жесткой и неукоснительной систематизации с опорой на привычки.
Расположение
слева направо – увеличивается направленность на внешний мир, на будущее.
Потребность в опоре на авторитет; поиски согласия с внешним миром; честолюбие,
стремление навязывать себя другим, ощущение покинутости; возможны колебания в
поведении.
Форма листвы,
ветви
Круглая крона –
экзальтированность, эмоциональность.
Круги в листве –
поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувства покинутости и
разочарования.
Ветви опущены –
потеря мужества, отказ от усилий.
Ветви вверх –
энтузиазм, порыв, стремление к власти.
Ветви в разные
стороны – поиск самоутверждения, контактов, самораспыление. Суетливость,
чувствительность к окружающему, отсутствие противостояния ему.
Листва-сетка,
более или менее густая – большая или меньшая ловкость в избежании проблемных
ситуаций.
Листва из кривых
линий – восприимчивость, открытое принятие окружающего.
Открытая и
закрытая листва на одном рисунке – поиски объективности.
Закрытая листва
– охрана своего внутреннего мира детским способом.
Закрытая густая
листва – скрытая агрессивность.
Детали листвы,
не связанные с целым – малозначительные детали принимаются за характеристику
явления в целом.
Ветви выходят из
одного участка на стволе – детские поиски защиты, норма для ребенка семи лет.
Ветви нарисованы
одной линией – бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и
приукрашивание.
Толстые ветви –
хорошее различение действительности.
Листья-петельки
– предпочитает использовать обаяние.
Пальма –
стремление к перемене мест.
Листва-сетка –
уход от неприятных ощущений.
Листва как узор
– женственность, приветливость, обаяние.
Листва тонкими
линиями – тонкая чувствительность, внушаемость.
Плакучая ива –
недостаток энергии, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов;
возвращение к прошлому и опыту детства; трудности в принятии решений.
Зачернение,
штриховка – напряжение, тревожность.
Ствол
Заштрихованный
ствол – внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым; скрытая
агрессивность.
Ствол в форме
разломанного купола – желание походить на мать, делать все, как она, или
желание походить на отца, помериться с ним силой, рефлексия неудач.
Ствол из одной
линии – отказ реально смотреть на вещи.
Ствол нарисован
тонкими линиями, крона толстыми – может самоутверждаться и действовать
свободно.
Ствол линиями с
нажимом – решительность, активность, продуктивность.
Линии ствола
прямые – ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах.
Линии ствола
кривые – активность заторможена тревогой и мыслями о непреодолимости
препятствий.
"Вермишель"
– тенденция к скрытности ради злоупотреблений, непредвиденные атаки, скрытая
ярость.
Ветви не связаны
со стволом – уход от реальности, несоответствующей желаниям, попытка
"убежать" в мечты и игры.
Ствол открыт и
связан с листвой – высокий интеллект, нормальное развитие, стремление сохранить
внутренний мир.
Ствол оторван от
земли – недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная мало
связаны.
Ствол ограничен
снизу – ощущение несчастья, поиск поддержки.
Ствол
расширяется книзу – поиск надежного положения в своем кругу.
Ствол сужается
книзу – ощущение безопасности в кругу, который не дает желаемой опоры; изоляция
и стремление укрепить свое "Я" против беспокойного мира.
Общая высота –
нижняя четверть листа – зависимость, недостаток веры в себя, компенсаторные
мечты о власти.
Нижняя половина
листа – менее выраженная зависимость и робость.
Три четверти
листа – хорошее приспособление к среде. Лист использован целиком – хочет быть
замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться.
Земля
Земля изображена
одной чертой – сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка.
Земля изображена
несколькими различными чертами – действия в соответствии со своими собственными
правилами, потребность в идеале. Несколько совместных линий, изображающих землю
и касающихся края листа – спонтанный контакт, внезапное удаление,
импульсивность, капризность.
Земля
приподнимается к правому краю рисунка – задор, энтузиазм.
Земля опускается
к правому краю листа – упадок сил, недостаточность стремлений.
Высота листа
(страница делится на восемь частей):
1/8 – недостаток
рефлексии и контроля. Норма для ребенка четырех лет,
1/4 –
способность осмысливать свой опыт и тормозить свои действия,
3/8 – хорошие
контроль и рефлексия,
1/2 –
интериоризация, надежды, компенсаторные мечты,
5/8 –
интенсивная духовная жизнь,
6/8 – высота
листвы находится в прямой зависимости от интеллектуального развития и духовных
интересов,
7/8 – листва
почти на всю страницу – бегство в мечты.
Манера
изображения
Острая вершина –
защищается от опасности, настоящей или мнимой, воспринимаемой как личный выпад;
желание действовать на других, атакует или защищается, трудности в контактах;
хочет компенсировать чувство неполноценности, стремление к власти; поиск безопасного
убежища из-за чувства покинутости для твердого положения, потребность в
нежности.
Множественность
деревьев (несколько деревьев на одном листе) – детское поведение, испытуемый не
следует данной инструкции.
Два дерева –
могут символизировать себя и другого близкого человека.
Добавление к
дереву различных объектов – трактуется в зависимости от конкретных объектов.
Пейзаж –
означает сентиментальность.
Переворачивание
листа – независимость, признак интеллекта, рассудительность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий